7. Период единого царства Израильского
Шёл 1050г. до р.Х., когда Израиль в Обетованной земле стал Израильским царством. Первому израильскому царю Саулу Господь дал новое сердце, и он стал новым человеком. Однако, негодные люди говорили о нём: «Ему ли спасать нас?». И презрели его и не поднесли царю даров. Но Саул не замечал этой непочтительности, ибо за ним пошло много храбрых людей. Израильский царь продолжал жить простой и скромной жизнью, он не оставил труд земледельца и ходил за волами.
Пришло время, чтобы испытать Саула – способен ли царь управлять народом и защищать Израиль. В страну вторглись аммонитяне, и все ожидали, что предпримет царь. Узнав об опасности, Саул рассёк своих волов на части и послал послов во все пределы израильские, объявляя, что так будет с волами того, кто не пойдёт в след Саула и Самуила на врага. И напал страх Господень на народ, и выступили все, как один человек; собранное ополчение насчитывало 330 тыс. человек. На рассвете следующего дня Саул повёл войско на врага и поразил аммонитян. Тогда сказал народ Самуилу: «Кто говорил: «Саулу ли царствовать над нами?» Дайте этих людей, и мы умертвим их». Но царь сказал: «В сей день никого не должно умерщвлять, ибо сегодня Господь совершил спасение в Израиле». И понравился Саул Израилю.
Прошло два года. Царство Саула укреплялось, и в царе стали проявляться самонадеянность и жадность. Когда случилась война с филистимлянами, то Саул заступил не принадлежащее ему место священника, совершив жертвоприношение. Задержавшийся Самуил, он должен был совершить жертвоприношение перед ополчением, прося у Бога победы, строго осудил царя за соделанное бесчинство и предсказал ему, что теперь царство Саула не устоит, а Господь найдёт Себе послушного мужа и соделает его царём. Так произошла первая ссора Самуила с Саулом.
Следующее неразумие Саул проявил в войне с амаликитянами. Самуил передал царю повеление Господа, чтобы Саул совершенно предал заклятию всё, что есть у Амалика. Саул выступил в поход против извечных врагов Израиля, и Бог предал амаликитян в руки его. Но когда царь увидел тучные стада побеждённых, то оставил из них лучших овец и волов, не предав их заклятию. И мало того, Саул оставил в живых Агага – злобного амаликитского царя – для получения богатого выкупа. Произошла вторая ссора между Самуилом и Саулом. Видя непослушание и изворотливость Саула, Самуил сказал ему: «Неужели всесожжение и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Его? Послушание лучше жертвы, и повиновение лучше тука овнов. Ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство». Саул произнёс слова покаяния, но не от полного сердца. Поэтому ушёл пророк от царя непримиримым. И более не видался Самуил с Саулом до дня своей смерти. Самуил сильно печалился о Сауле, потому что Господь раскаялся, что воцарил Саула над Израилем. И сказал Господь Самуилу: «Не печалься о Сауле, которого Я отверг. А пойди к Иессею Вифлеемлянину, ибо между сыновьями его Я усмотрел Себе царя». Пророк встал и пошёл в пределы Иудейские.
Придя в Вифлием, Самуил совершил жертвоприношение, на которое пришёл и Иессей с сыновьями. Взглянув на старшего сына Иессея, Самуил сказал себе: «Верно, сей пред Господом помазанник Его». Но Господь сказал Самуилу: «Не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я смотрю не так, как смотрит человек, ибо человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце». Избранным помазанником оказался самый младший из сыновей (он в это время пас овец), звали его Давид. Юноша был сильным, храбрым, хорошо играл на гуслях, любил Господа. Вскоре за своё музыкальное умение Давид был взят в дом царя, ибо Саул после встречи с Самуилом часто становился злым. И когда Давид, взяв гусли, играл – то отраднее и лучше становилось Саулу, злой дух отступал от него. Саул не знал, что пророк Самуил тайно помазал Давида в цари над Израилем, иначе царь убил бы своего соперника.
Войны Израиля с филистимлянами продолжались. И приготовились однажды обе армии к сражению. Тогда выступил из филистимского стана единоборец Голиаф и стал срамить полки израильские за то, что не находилось среди них воина готового сразиться с ним. Голиаф был ростом более 2,5 метров и страшен своею силою .Услышал Давид насмешливые и бранные слова филистимлянина и вызвался сразиться с Голиафом. Но Саул, сравнив Давида и Голиафа, не соглашался. «Ты ещё юноша, - говорил царь, - а он воин от юности своей». Давид ответил: «И льва и медведя убивал раб твой, когда пас овец у отца своего. И с этим филистимлянином будет то же, что с ними, потому что так поносит воинство Бога живого. Господь, Который избавлял меня от льва и медведя, избавит меня и от руки этого филистимлянина». И благословил царь отважного юношу. Давид вышел навстречу Голиафу и убил грозного силача камнем из пращи. Испугались филистимляне и побежали; и даровал Господь Израилю в тот день великую победу. Давид же стал не только военачальником Израиля, но и народным героем, ибо народ воскликнул: «Саул победил тысячи, а Давид – десятки тысяч!».
Царь же по-иному воспринял славу Давида – Саул стал с подозрением относиться ко всем делам героя. Он стал бояться храброго и разумного юношу и, в конце концов, Саул решил погубить Давида. Царь посылал своего раба в жаркие схватки войны и лично бросал в Давида копьё. И стал Давид скрываться от царя в пещерах и лесах. Словно зверя Саул выслеживал невинного своего раба, гнался и преследовал Давида. Несмотря на злобу Саула, Давид не питал к царю ответной ненависти. Два раза Давид мог убить своего гонителя, но не поднял руки своей на Саула и друзьям своим не позволил, сказав: «Жив Господь! Пусть поразит его Господь, или придёт день его, и он умрёт, или пойдёт на войну и погибнет; меня же да не попустит Господь поднять руку мою на помазанника Господня». Тяжкое это время было для Давида. И он во главе 600 воинов, вместе с жёнами и детьми, был вынужден уйти за пределы Израиля, поселившись у своих врагов – филистимлян. Один из филистимских князей – Анхус, предоставил беглецам город Секелаг для жительства, где и прожил Давид полтора года. Всё необходимое для жизни Давид и его воины добывали разбоем и грабежом; они опустошали южные народы вплоть до Египта. На вопрос же Анхуса: «Откуда добыча?» Давид отвечал, что он ходил воевать Иудею. И доверился Анхус Давиду, говоря: «Он опротивел народу своему Израилю и будет слугою моим вовек». Но Бог судил судьбе Давида быть иной.
Вновь филистимляне выступили против Израиля. И дрогнуло сердце Саула, ибо филистимская армия была многочисленна. Царь вопрошал Господа, но Господь не отвечал уже Саулу. Тогда обратился Саул к волшебнице, чем и погубил себя окончательно. Волшебница вызвала дух Самуила, и Саул вопросил его. И сказал Самуил: «Для чего же ты спрашиваешь меня, когда Господь отступил от тебя и сделался врагом твоим? Господь сделает то, что говорил через меня: отнимет царство из рук твоих и отдаст его ближнему твоему Давиду.… И предаст Господь Израиля вместе с тобою в руки филистимлян: завтра ты и сыны твои будете со мною». Тогда пал Саул на землю, ибо сильно испугался слов Самуила. На следующий день произошла лютая битва: израильское ополчение было разбито, Саул и его сыновья пали. Так печально и бесславно закончилась жизнь первого израильского царя.
А что же Давид? Узнав о смерти Саула и своего любимого друга Ионафана – сына царя, Давид не возвеселился, а опечалился и оплакал Саула и Ионафана плачевной песней. После смерти Саула, Давид возвратился с чужбины на родину. К нему пришли иудейские старейшины и помазали Давида на царство; шёл 1010г. до р.Х. И поселился Давид в Хевроне, царствуя только над коленом Иудиным. Остальные же колена Израиля воцарили над собою младшего сына Саулова – Иевосфея. И была продолжительная распря между домом Сауловым и домом Давидовым. Через 7 лет победа оказалась за Давидом. Все колена Израилевы пришли к Давиду в Хеврон и воцарили его над собою. 30 лет было Давиду, когда он воцарился над Иудой и царствовал 40 лет. Став царём над всем Израилем, Давид отвоевал город Иерусалим, принадлежавший в то время хананейскому племени иевусеям, и поселился в нём, сделав Иерусалим за 1 тыс. лет до р.Х. столицей Израиля.
И уразумел Давид, что Господь утвердил его царём над Израилем, и что возвысил царство его ради народа Своего Израиля. Разумный царь создал регулярные воинские части и смирил все враждующие народы, окружавшие Израиль, сделав их данниками. Была произведена реформа в управлении государством. Улучшена организация богослужений в скинии, которую царь перенёс в Иерусалим. Слава Давида разошлась далеко вокруг, и враги его страшились в своих укреплениях. И успокоил Господь Давида от всех напастей, в стране воцарились долгожданный мир и благополучие.
Царь построил себе новый дворец, взял для наслаждения наложниц и жён. Жизнь Давида стала изнеженной, а богобоязненности становилось всё меньше и меньше. И, вдруг, случилась война. На этот раз царь не пошёл в военный поход. Оставшись в Иерусалиме, Давид однажды увидел красивую женщину. Он поделал её, но она оказалась женою Урии, одного из славных храбрецов царя. Благоразумие оставило Давида, царь послал своих рабов, они привели к нему Вирсавию (так звали женщину), и он спал с нею. Прошло время, и жена Урии стала беременной. Чтобы скрыть своё преступление, Давид написал письмо к своему полководцу в действующую армию. В письме царь написал так: поставьте Урию там, где будет самое сильное сражение, и отступите от него, чтобы он был убит. Так и произошло – Урия погиб, а Давид взял его жену в свой дом. И сделалась Вирсавия женою царя и родила ему сына. То, что сделал Давид, было большим огорчением для Бога. Пришёл пророк к царю и сказал: «Зачем ты пренебрёг слово Господа, сделав зло пред очами Его? Урию ты поразил мечом; жену его взял себе в жёны, а его ты убил мечом аммонитян. Итак, не отступит меч от дома твоего вовеки за то, что ты пренебрёг Меня и взял жену Урии». И покаялся Давид. «Помилуй маня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня. Ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре твоём и чист в суде Твоём. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня». Господь помиловал Давида, за сделанный грех умер его сын, родившийся от Вирсавии.
И было после того Авессалом, один из сыновей Давида, составил сильный заговор, и народ стекался и умножался около Авессалома. И выступил Авессалом во главе мятежного войска на Иерусалим. Царь Давид вместе с верными слугами поспешно оставил столицу, убежав за Иордан. Мятежный сын захватил Иерусалим и обесчестил всех наложниц своего отца, оставшихся в городе. И познал Давид на себе зло за сделанный им ранее грех прелюбодеяния. И приготовились отец и сын к главному сражению, победа в котором оставляла за кем-то царство. Произошла битва и мятежное войско было разбито, так как Господь был за Давида. Авессалом был убит, а царь Давид горько плакал о сыне, хотя тот и искал души своего отца.
** Жизнь Давида подходила к концу. До конца дней своих он оставался сладкозвучным певцом Израилевым и возлюбленным Господа. Давид прожил бурную жизнь – в ней мало было спокойных дней. Как избранный Божий он был гоним; как царь он был искушён властью и справедливостью; как отец Давид испытал горечь неустроенной семьи, видя беззаконие и смерть своих детей. Он согрешал и умолял Бога о помиловании; он был способен принимать в жизни разумные решения и делал ошибки. При всём этом Давид всегда имел веру в Бога и любовь к Нему. Господь видел сердце своего раба и поэтому возлюбил Давида вечной любовью. Бог заключил с Давидом нерушимый завет, определив грядущего Иисуса Христа потомком Давида. Вот что написано в псалмах и пророках: «Я поставил завет с избранным Моим, клялся Давиду, рабу Моему: «Навек утвержу семя твоё, в род и род устрою престо твой»» (Пс. 88).
«Ибо Младенец родился нам; Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века» (Ис. 9гл.).
«Если можете разрушить завет Мой о дне и завет Мой о ночи, чтобы ночь и день не приходили в своё время, то может быть разрушен и завет Мой с рабом Моим Давидом» (Иер. 33гл.).
Когда состарился царь Давид, то случился сильный заговор во главе с командующим армией Иоавом и священником Авиафаром, которые пожелали поставить царём Адонию, сына Давидова. Но ещё задолго до этого Давид знал, что царём после него будет его сын от Вирсавии – Соломон, ибо так сказал Господь (1 Пар.22:9-10). Хотя стар и немощен был Давид, но много храбрых и знатных людей было вокруг него. Царь приказал им помазать Соломона на царство, и они исполнили повеление Давида. Соломон стал царём.
Шёл 970 г. до р.Х. Земли Израиля простирались от Чёрмного моря до Сирии, и от Великого (Средиземного моря) до реки Ефрат. Никогда более Израиль не владел такой обширной территорией. Соломон царствовал 40 лет, и время его правления было мирным; Господь успокоил народ Свой от всех врагов. И жили евреи спокойно, каждый под виноградником своим и под смоковницей своею, от Дана до Вирсавии, во все дни Соломона, оправдывая имя царя, ибо Соломон означает «мир и благоденствие». Царь Соломон завершил начатые Давидом фортификационные и строительные работы, заключил выгодные торговые союзы с другими странами. Он прослыл миролюбивым царём, его богатства и мудрость стали легендарными на века, ибо так благословил его Господь. В самом начале царствования Соломона Бог явился ему и сказал: «Проси, что дать тебе». Соломон ответил: «Даруй же рабу твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло; ибо кто может управлять этим многочисленным народом Твоим?». И благоугодно было Господу, что Соломон просил этого. И сказал ему Бог: «За то, что ты просил этого, и не просил себе долгой жизни, не просил богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума, чтобы уметь судить, вот Я сделаю по слову твоему. Вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе. И то, чего ты не просил, Я даю тебе, и богатство и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои». Не было на земле мужа мудрее Соломона; не было ничего незнакомого ему, чего не мог бы объяснить царь Израильский. Соломон написал 3 тысячи притчей и 1 тысячу песен – некоторые из них записаны в Библии. Многие знатные люди из других стран приходили послушать царя Израильского. Богатство царя Соломона было огромным. Серебро в Иерусалиме стало равноценным с простыми камнями, а драгоценные кедры сделались равноценными сикоморам. Сверх торговых пошлин в царскую казну поступало более 22 тонн золота в год. Богатство построенного царского дворца восхищало гостивших у Соломона иноземных царей.
В прошлом царь Давид пожелал построить Храм Господу, но Бог сказал через пророка, что Давид пролил много крови и потому не он построит Ему Храм, а его сын. Пришло время, и Соломон приступил к строительству Храма на горе Мориа – это место было указано Господом (2 Цар.24:18). Семь лет строился Храм, и в 961 г. до р.Х. был построен. Храм был построен их камня и дорогого дерева. В нём были большие залы и обширный внутренний двор. Внутри он был обшит кедром. Многочисленные пластины чистого золота украшали постройку, из него же была изготовлена храмовая утварь: сосуды, лопатки и вилки, семисвечник – менора. Железные инструменты при постройке храма не употреблялись, так как железо символизировало войну и насилие, а храм был обителью Бога желающего, чтобы все люди жили в мире.
При освящении Храма собрался весь Израиль. Ковчег завета был торжественно перенесён в Святое Святых. Царь принёс в новом Храме мирную жертву: 22 тысячи крупного скота и 120 тысяч мелкого скота. И помолился Соломон Господу, прося благословения: «Да будут очи Твои отверсты на Храм сей день и ночь, о котором Ты сказал: «Моё Имя будет там»». И сошёл огонь с неба на жертвенник и поглотил жертвы, и слава Господня наполнила дом. Все присутствующие пали лицом на землю и поклонились, и славословили Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его.
Да, богат и мудр был царь Соломон. Строились дворцы, отстраивались города, мир царил по всей стране. Но наряду с лицевой стороной царствования Соломона была и обратная сторона. В укладе израильского общества происходили изменения, которые негативно сказались в будущем. Большое строительство и другие проекты (создание флота, разработка копий) требовали большой рабочей силы. Широкие массы израильтян беднели от налогов и повинностей и лишь немногие богатели. Это были купцы, мастера, архитекторы, летописцы, чиновники и военачальники царской армии. Впервые в израильской истории народ оказался разделённым на два класса – богатых и бедных; одни пользовались уважением и почётом, другие прибывали в унижении. Высказанное в своё время предостережение Самуила (1 Цар.8:10-20), что поставленный царь своими правами во многом лишит народ благоденствия и свободы сбылось. Израильтяне пренебрегли добрыми словами пророка, но эти слова по прошествии многих лет отозвались грозным эхом. Народ избрал царя, но платил за этот выбор дорогой ценой. Шаткое положение царства Соломона обуславливалось ещё и тем, что среди народов, покорённых Давидом, началось брожение. Завоёванные территории начали отпадать одна за другой.
И ещё: царь Соломон взял для своего услаждения 700 жён и 300 наложниц. Большинство из них были язычницами. Так человеческая слава и земная роскошь погубили славного мужа. К старости Соломон стал уже не столь богобоязненным человеком, каким был в начале. Жёны-язычницы наполнили Иерусалим и всю землю вокруг капищами чужих богов и склонили мужа к идолопоклонству. Соломон к концу своей жизни стал служить Астарте, Хамосу и Молоху. И разгневался Господь на Соломона. Пришёл пророк к царю и сказал: «За то, что так у тебя делается, и ты не сохранил завета Моего и уставов Моих… Я отторгну от тебя царство во дни сына твоего и дам сыну твоему одно колено ради Давида, раба Моего, и ради Иерусалима, который Я избрал». После этого пришёл пророк к Иеровоаму, человеку мудрому и мужественному, который был приближённым царя Соломона. И сказал ему: «Вот, Я исторгаю царство из руки Соломоновой и даю тебе десять колен…». Когда Соломон узнал об этом пророчестве, то искал убить соперника, но Иеровоам убежал в Египет.
Пришло время, умер царь Соломон, с ним закончилась и слава единого Израиля. Далее было суждено быть двум царствам – Израильскому и Иудейскому, между которыми стали возникать вражда и войны. Божий народ стал слабеть, а враги его становились сильнее и сильнее. Множащиеся беды порождали в евреях не покаяние, а ещё большее отступничество. И поэтому неумолимо приближалось время, когда враги захватили Иерусалим, разрушили Храм, похитили Ковчег Завета, а народ увели в плен. Об этом и повествует дальнейшая история.
6. Времена судей <= | => 8. Разделение единого царства Израильского |