10. Период «безмолвных веков» Библейской истории. Канун Мессианской эры.
Четыреста лет, отделяющие пророчество Малахии от пришествия Христа, называют «безмолвным». В течении этих веков в Израиле не было вдохновлённых Богом пророков, и Ветхий Завет считался завершённым. Иосиф Флавий свидетельствовал о еврейском каноне так: «У нас есть 22 книги [эти книги точно такие же, как и 39 книг нашего Ветхого Завета, прим. автора], содержащие историю всех времён, книги святые… Начиная с Артаксеркса и до настоящего времени, каждое событие зафиксировано, но последние записи не представляют собой такой ценности, как предыдущие. Хотя прошло так много времени, но никто из нас не рискнул добавить что-нибудь или убрать хотя бы один слог из Священного Писания». По этой причине исторический обзор «безмолвных веков» содержится в неканонических книгах. И только книга пророка Даниила частично проливает свет на еврейскую историю этого периода.
Итак, после Неемии Иудея на протяжении 100 лет оставалась под властью Персии. Персидское правление было мягким и терпимым, поэтому в Иудее наступил период мира и спокойствия. Города и сёла были заново отстроены; земля обрабатывалась и приносила плоды. Во многих городах появились свои рынки и синагоги. В синагогах священники и книжники обучали народ Торе. Здесь люди собирались, чтобы отмечать субботу и особые праздники, проводили различные встречи и обсуждали общие проблемы. Здесь же проводились заседания суда и праздновались свадьбы. Мир и покой снова стали казаться вечными.
Изменения в мире случились в связи с алчностью персидских царей, которые решили завоевать не только Среднюю Азию, Палестину и Египет, но и Грецию. Однако, война с греками оказалась роковой для Персидской державы. Александр Великий в 336г. до р.Х. в 20-летнем возрасте принял на себя руководство греческой армией и, подобно метеору, захватил земли Египта, Палестины, Ассирии, Вавилона и Персии. И уже к 331г. до р.Х. весь мир лежал у его ног. Победитель Александр не был свирепым тираном. Ученик философа Аристотеля, он был твёрдо убеждён в том, что греческая культура – единственная сила, способная объединить мир. Для принятия эллинистической культуры народами Ближнего востока Александр решил основать в каждом народе своей империи новый город, который должен был служить моделью для перестройки жизни всей империи по греческому образцу. Это выражалось в постройке прекрасных общественных зданий, гимназий для спортивных игр, открытых театров. Людей побуждали принимать греческие имена, одеваться в греческую одежду и говорить на греческом языке – короче, эллинизироваться. Учёные приветствовали библиотеки и школы. Ремёсла и торговля обогащали купцов. Жизнь изменилась. В Иудее многие с радостью приняли лоск греческой культуры. Современник пишет: «В последнее время, под чужестранным правлением македонцев, сношения с другими народами привели к тому, что многие традиционные еврейские законы потеряли силу».
После смерти Александра Македонского его империя разделилась на несколько меньших, которыми правили военачальники Александра. Одного из них, ставшего царём Египта, звали Птолемей, и в течении следующего века Иудея пребывала под властью династии Птолемеев. Как и царь Александр Великий, правители Птолемеи относились к евреям благосклонно. Многие евреи обосновались в Александрии, которая стала крупным центром еврейской учёности. Здесь александрийские евреи в 280г. до р.Х. перевели Ветхий Завет на греческий язык; этот перевод стал известен под названием Септуагинта. Во времена Птолемеев евреи процветали. Иудея платила дань египетским царям, но местную власть осуществляли первосвященники. Мир среди евреев часто терялся из-за вражды между священническими семьями. В борьбе за место первосвященника часто разгорались зависть, интриги и даже убийства.
К северу от империи Птолемеев, на территории Сирии, располагалась другая греческая держава, известная как царство Селевкидов. Она получила название по имени первого своего правителя Селевка. В 11-ой главе книги Даниила Птолемеи называются «царями южными», а Селевкиды – «царями северными». Они вели между собой ожесточённую борьбу за господство над Палестиной. В 198г. до р.Х. селевкидский царь Антиох III отвоевал у Птолемеев Палестину. Это положило начало новой эпохе еврейской истории, потому что в противоположность «царям южным», которые были весьма терпимы к религии евреев, «северные цари» - Селевкиды – были полны решимости осуществлять насильственную эллинизацию иудеев.
Гонения наступили в царствование Антиоха IV Епифана. В это время Иудеей правил первосвященник Ония III, крайне правоверный еврей. Евреи, благоволившие к греческой культуре, стояли в оппозиции к Онии и поддерживали его брата Иасона. Пообещав Антиоху увеличить выплату дани, Иасон добился у сирийского царя назначения на пост первосвященника и стал им.
При Иасоне Иерусалим стал преображаться в образ греческого города. Был построен гимназий, греческие имена стали обычным явлением. Правоверную иудейскую религиозность стали считать реакционной и отжившей. Но у Иасона был соперник в лице близкого товарища Менелая из колена Вениамина, который предложил Антиоху Епифану платить более высокую дань, чем Иасон, и был, в свою очередь, назначен первосвященником. Правоверные евреи были шокированы незаконной симонией, особенно назначением Менелая, не имевшего права на первосвященническую должность. Иасон собрал армию, а менелай убежал в Антиохию искать помощи у сирийцев.
Сирийский царь очень болезненно реагировал на непокорность евреев. Ибо во время его царствования Востоку стала угрожать сила, зародившаяся на Западе. Римляне – так назывались новые завоеватели – уже покорили Грецию и надвигались на Малую Азию. Их военные корабли высадили десанты в западных владениях селевкидской Сирии, и Антиох IV не жалел сил, чтобы защитить свою империю от растущей мощи Рима. Сирийскому царю была нужна огромная армия, и чтобы покрыть расходы на её снаряжение, он обложил иудеев тяжёлыми налогами. Но этот небольшой народ чрезвычайно раздражал Антиоха тем, что мало проявлял покорности сирийским царям, упорно держась своей религии и культуры. И вот в 168г. до р.Х. Антиох, обозлённый неудачной попыткой вторгнуться в Египет и беспорядками в Иерусалиме, решил совершенно искоренить иудейскую религию. Через пророка Даниила (за 400 лет до происходящих событий) Господь предупреждал Свой народ об этой опасности такими словами: «И вознёсся он [Антиох Епифан] до воинства небесного, и низринул на землю часть сего воинства и звёзд, и попрал их. И даже вознёсся на Вождя воинства сего, и отнята была у Него ежедневная жертва, и поругано было место святыни Его» (Дан. 8:10-11).
В один из субботних дней, когда правоверные евреи не могли воевать (по заповеди), сирийцы вероломно напали на Иерусалим. Стены города были разрушены, а враги Менелая истреблены. И наконец, не убоявшись Владыки, завоеватели осквернили Его Храм: здесь была поставлена статуя Зевса – «мерзость запустения» (Дан. 11:31), перед которой на алтаре стали приносить в жертву свиней, а в самих помещениях Храма были сделаны блудилищные комнаты. Всем евреям, под страхом смерти, было запрещено совершать обрезание, соблюдать субботу и отмечать праздники библейского календаря. Повсюду уничтожались свитки Священного Писания. Но сирийцы зашли слишком далеко – правоверные евреи были готовы идти на смерть за свою веру.
Однажды сирийские чиновники в сопровождении солдат явились в село (недалеко от Иерусалима), чтобы собрать налоги и заставить его жителей поклониться греческим богам. Здесь жил старый священник Маттафия из рода Хасмонеев. В сопровождении пяти своих сыновей он подошёл к языческому алтарю, у которого евреи, покорившиеся сирийцам, поклонялись идолам. Маттафия выхватил меч и, громко провозгласив «Кто с Богом – за мной!» - сразил отступников. Евреи, воодушевлённые ревностью старо священника, напали на сирийцев и истребили их. Таким образом, евреи обрели своего вождя, и ушли в горы. Так началась партизанская война, которая впоследствии переросла в Маккавейские войны (167 – 141 гг. до р.Х.). Военным вождём повстанческой армиистал третий сын Маттафия Иуда Маккавей (Макковей – его прозвище, означающее «молот»). Высланная против мятежников сирийская армия была разбита, и маккавеи двинулись на Иерусалим. В это время империя селевкидов была ослаблена расколами и междоусобицами, поэтому повстанцы без особых усилий взяли свою столицу. Печальное зрелище ждало победителей на Храмовой горе: святилище было полно грязи и мусора и осквернено языческими изображениями. Без промедления иудеи стали очищать свой Храм: статуя Зевса была разбита в пыль, комнаты приведены в должный порядок; был восстановлен жертвенник Богу Израиля и зажжён огонь золотого семиствольного светильника – Меноры. Восемь дней праздновали праздник Обновления, известный как Ханука (евр. «праздник свечей»). Так отметили победители окончание трехлетнего периода «мерзости запустения» (Дан. 8:13-14), когда Храм находился в осквернённом состоянии.
Мир, однако, продолжался е долго. Сирийская армия вновь осадила Иерусалим. Волнения в самой Сирии побудили сирийцев предложить мир иудеям на условиях, что город будет сдан, а стены Иерусалима снесены. За это сирийцы гарантировали соблюдение иудейских законов и неприменение силы. В Иерусалиме для принятия решения собрали совет. Вопреки предостережениям Иуды Маккавея, мирные условия были приняты. Опасения Иуды оправдались, ибо новая власть в лице иудеев-эллинистов казнила многих патриотов. Правоверные вновь встали на сторону Иуды, а гражданская война возобновилась. Иуда во главе 800 плохо вооружённых иудеев дал бой сирийской армии и погиб в сражении.
После Иуды, его братья Ионафан и Симон продолжили дело Макаавеев. Они одержали важные победы не на полях сражения, а на дипломатическом фронте. Макаавеи заключили договоры со Спартой и Римом, удачно поддерживали претендентов на престол в самой Сирии. В конце концов Симон добился освобождения от налогообложения евреев и изгнал сирийцев из последних оккупированных иудейских городов. За высокие заслуги Симона наименовали «Вождём и первосвященником навеки, пока не восстанет истинный Пророк». Такое признание на деле означало установление новой Хасмонейской династии (по имени предка Маккавеев); внук Симона Аристовул в 104г. до р.Х. провозгласил себя первым царём возрождённой Иудеи.
*** В этот период еврейской истории в Иудее появились две противоположные партии или школы – фарисеи и саддукеи. Саддукеи назывались так в память первосвященника времён Соломона – Садока. Большинство саддукеев принадлежали к высшему священству, знати и купечеству. Установив хорошие отношения с политической властью, они добились заметного влияния. В их ведении находилась храмовая администрация и обряды. Саддукеи чуждались простого народа и не пользовались популярностью.
Для саддукеев единственным авторитетом была Тора. Они не верили в воскресение, в духов и ангелов. У них не было положительной системы религиозных взглядов. В то время как фарисеи приветствовали новообращенных, партия саддукеев была закрытой; членами её могли быть лишь выходцы из знатных семей. После разрушения Храма в 70г. от р.Х. саддукеи прекратили своё существование. Современный иудаизм восходит своими корнями к фарисеям.
Фарисеи («отделившиеся») были евреями, которые в своём рвении о Законе, отделяли себя от развращающего влияния эллинизма. Они были более богобоязненными, чем другие, и точнее толковали Законы. Будучи очень точными в соблюдении обрядовой чистоты, фарисеи искренне желали, чтобы Закон действовал в развращенных условиях греко-римского мира. Фарисеи пользовались уважением со стороны народа; одна пословица гласила: «Если бы только два человека попали на небо, то один из них был бы фарисей». В первом веке до р.Х. (во время римской оккупации) жили два влиятельных фарисейских учителя. Более умеренный из них Гилелль весьма заботился о бедных и был готов смириться с римским правление. Шаммай, с другой стороны, был очень враждебно настроен к Риму.
При царях – хасмонеях Иудея окрепла и даже совершала захватнические войны. Была завоёвана Идумея, а сами идумеи были насильно обращены в еврейскую веру. Были завоёваны некоторые приморские города филистимлян. И наконец иудеи совершили поход на самарян, разрушили их храм на горе Горизим и включили Самарию в состав Иудеи. Но очень скоро иудейские цари оставили ревность по Боге и стали презирать правоверных фарисеев. Как часто бывает в истории, так и на этот раз произошло то, чего не должно быть – наследники Маккавеев стали аристократами и полностью эллинизировались.
Оставив богобоязненность и забыв волю своих предков, потомки Хасмонеев вступили в династическую борьбу: заговоры, братоубийства – всё было в этой когда-то богобоязненной семье. В это время особо обостряется борьба между саддукеями и фарисеями. Хасмонеи в своей борьбе за власть опирались на ту или иную партию. Так, например, в своей борьбе за власть Александр Яннай распял 800 восставших фарисеев. Но на смертном одре он раскаялся и посоветовал своей жене Саломее прогнать советников – саддукеев и править при помощи фарисеев, что она и сделала. Пришедшие к власти фарисеи ввели повсеместную систему начального образования для юношей, чтобы они были сведущими и грамотными. Однако фарисеи горели жаждой мести к саддукеям за своих казнённых соратников. Была пролита кровь саддукеев, и всё предвещало новую гражданскую войну. В конце концов, враждующие стороны обратились к римскому военачальнику Помпею с просьбой разрешить их спор. Но Помпей, прежде всего, заботился о выгоде Рима.
Римляне осадили Иерусалим в 63г. до р.Х. и через три месяца взяли город. Помпей со своими офицерами вошёл в Святое Святых Храма, ибо слышал много величественных преданий об этом месте. Каково же было удивление римлян, когда они ничего не увидели в этом сокровенном месте, - вокруг пребывало Незримое. С поспешностью римляне покинули Храм и не тронули дорогой утвари. Рим позволил иудеям продолжать богослужения в Храме, но на них была возложена уплата дани. Так после 80-и лет независимости Иудея вновь оказалась под властью чужеземцев и была включена в римскую провинцию – Сирию.
Во время жестокой борьбы за римскую власть между Помпеем и Юлием Цезарем хасмонеи поддержали Цезаря – 3 тыс. евреев сражались на его стороне. Среди ближайшего еврейского окружения Цезаря был некий Антипатр, родом идумеянин. После победы Юлия ЦезаряАнтипатр был поставлен прокуратором Иудеи. У него было два сына, которые стали соправителями своего отца. Младший сын, чрезвычайно одарённый, но жестокий и честолюбивый человек по имени Ирод правил Галилеей. Под руководством зилотов созревало восстание против Рима.
** Зилоты (греч. «ревностные») отличались от фарисеев верою в то, что Бог от евреев требует борьбы с Римом. Образцом для подражания зилотам служил Финеес, убивший некогда еврея – отступника (Числ. 25:6-13). Зилоты участвовали в вооружённых столкновениях с римлянами и призывали народ к сопротивлению иноземцам.
Ирод раскрыл заговор, схватил мятежников и казнил всех до единого. Этим он заслужил доверие Рима и получил титул «Царь Иудейский». После этого Ирод захватил Иерусалим и казнил 45 человек из числа иерусалимской знати, уничтожив таким образом тех, кто мог оказаться в оппозиции к нему.
Идумеянин Ирод правил Иудеей с 37 по 4г. до р.Х. Он был жестоким и падким на почести и богатства правителем. Евреи ненавидели его; римляне восхищались им за то, что он приносил богатство империи. Ирод любил строить и возвёл ряд новых городов, некоторым из которых дал названия в честь римских императоров (Тивериада, Кесария). Подражая римским обычаям, он строил амфитеатры и цирки, где гладиаторы боролись и сражались друг с другом. Но наиболее известным строительным достижением Ирода была перестройка Храма. Отстроенный Иродом Храм был великолепен, и по всему Ближнему Востоку прокатилась весть о его красоте и величии. Главные ворота Храма венчал золотой орёл – символ Римской империи. Последняя деталь глубоко оскорбила евреев. Однажды, во время болезни Ирода, распространился слух о его смерти. Группа фарисеев немедленно устремилась к Храму и сорвала ненавистную римскую птицу. Когда выздоровевший Ирод узнал об этом, он тут же казнил виновных. После этого события народ Иудеи не желал более руководства со стороны царя. Книжники и учителя Торы всё чаще стали говорить о Мессии, возгревая в евреях веру и надежду на Вечное Царство. Царь Ирод тревожился, слыша читаемое из Книги Пророков, но он был бессилен остановить небесное Провидение. В один из вечеров над Вифлеемом вспыхнула Мессианская Звезда: родился Спаситель и Царь мира – Иисус Христос. Ветхая история библейского повествования подошла к концу.
Пришло время и исполнились пророчества о Первом пришествии Христа. «Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки 7 седьмин и 62 седьмины … и будет предан смерти Христос, и не будет» (Дан. 9:25-26). «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице своё… Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нём, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53:3-5). Но многие евреи не приняли Мессию – слугу и раба – они отвергли Иисуса Христа. Ибо они по второй части пророчества ожидают Его в славе: «Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришёл свет твой, и слава Господня взошла над тобою… Ты будешь насыщаться молоком народов, и груди царские сосать будешь, и узнаешь, что Я Господь – Спаситель твой и Искупитель твой, Сильный Иаковлев… Не слышно будет более насилия в земле твоей, опустошения и разорения – в пределах твоих; и будешь называть стены твои спасением и ворота твои – славою. Не будет уже солнце служить тебе светом дневным, и сияние луны – светить тебе; но Господь будет тебе вечным светом, и окончатся одни сетования твоего» (Ис. 60:1, 16-19).
Да, Библия вполне определённо подтверждает, что евреи, не покорившиеся Евангелию, увидят славу Христа Второго пришествия, но сколь дорого обошлось им и обойдётся эта вторая славная половина пророчества без первой. Об этом и будет следующее, заключительное повествование Библейской истории.
9. Евреи в плену. Возвращение из плена. Восстановление Храма и Иерусалима <= |
=> 1. Назначение Библейской истории. Основные периоды и даты. |