2.1 Народы и царства библейской истории
Библейская история есть история избранного Богом Израиля. Израильтяне жили среди многих соседних народов. Торговля, войны и другие обстоятельства приводили евреев к неминуемому общению с ними. Влияние такого общения было обоюдным. Ниже приведена краткая характеристика народов, которые играли определенную роль в жизни древнего Израиля.
Аравитяне (арабы) или измаильтяне. Первый сын Авраама был рождён от служанки Агарь, которую Сарра дала своему мужу в наложницы. Его назвали Измаилом, и он стал праотцом измаильтян (арабов). После рождения Измаила Сарра стала притеснять Агарь. Мир в семье Авраама нарушился, а с рождением Исаака Измаил был вынужден покинуть дом отца. Но Господь благословил Измаила и его потомство: «12 князей родится от Измаила; и Я произведу от него великий народ» (Быт. 17:20). Итак, этот великий народ стал называться измаильтянами или арабами. Название «арабы» (евр. «пустыня») применимо не только к измаильтянам, но и к потомкам Авраама от Хеттуры – мадианитянам. Измаильтяне, мадианитяне, идумеи и амаликитяне называются в Библии ещё одним именем – сынами Востока; а название «шатры кидарские» означает место жительства арабов – потомков Кидара, одного из сыновей Измаила.
Древняя Аравия (нынешняя Саудовская Аравия) славилась обилием благовонных растений, золота и драгоценных камней. Арабы являлись грубыми идолопоклонниками. Они поклонялись небесным светилам и разным священным предметам, например упавшему с неба Черному Камню в Мекке (вероятно метеориту). Древние арабские племена жили набегами и хищничеством. Библия отмечает враждебное отношение арабов к Израилю. Антагонизм между арабами и евреями исчез лишь после разрушения Иерусалима в 70г. от р.Х., но возгорелся с нарастающей силой в XX веке н.э. и более всего с момента образования государства Израиль. Поэтому Библейское пророчество о потомках Измаила «… он будет между людьми как дикий осёл; руки его на всех и руки всех на него» (Быт. 16:12) остаётся актуальным и сегодня.
Ныне арабы лучше других древних народов сохранили свой язык, нравы и обычаи. Доселе бедуины живут в шатрах и палатках, а их рассказы помогают почувствовать атмосферу времени Ветхого Завета.
Амаликитяне были потомками Амалика, внука Исава и проживали на юго-западе Палестины между Египтом и Аравией. Это был многочисленный и воинственный народ, названный в Библии «первым из народов». Амаликитяне на протяжении всей Библейской истории выступают ярами и жестокими врагами евреев. Они первыми стали нападать и убивать израильтян по выходе их Египта. Коварство и враждебность амалика против народа Божьего стали синонимом злобности и непримиримости к Божьей истине и Божьему народу на все времена. Амаликитяне подверглись страшному суду Божьему и определены Богом на полное истребление. Злобный Аман (в книге Есфирь) – последний недруг из этого народа, умер подобно своим предкам в борьбе с евреями.
Аммонитяне и Моавитяне были потомками сыновей Лота, которые родились от его родных дочерей, когда они вступили в противоестественную связь со своим отцом. Моав занимал восточное побережье Мёртвого моря, Аммон жил на север от него. Когда Израиль вышел из Египта, Господь повелел обойти стороной эти народы, не вступая с ними в войну. Но последующее соседство Рувимова и Гадова колен на восточном берегу Иордана стало вызывать вражду аммонитян и моавитян.
Израиль вёл войны с этими народами на протяжении всей своей истории. Когда вавилонский царь Навуходоносор завоевал Палестину и увёл иудеев в плен, аммонитяне и моавитяне, злорадствуя над их горем, переселились в уделы Гада и Рувима. За этот поступок Бог через пророка возвестил над ними суд (Иез. 25:2-11). Впоследствии аммонитяне и моавитяне попадают под власть персов, греков и римлян. И, наконец, в IIIв. от р.Х. они были поглощены арабами, потеряв своё народное наименование.
Главным городом у аммонитян был Равва, у моавитян – Диван и Есевон. Религия этих народов основывалась на идолопоклонстве. Богом аммонитян был Молох, богом моавитян – Хамос. Идолы этих богов названы в Библии мерзостью аммонитской и моавитской, т.к. поклонение им являло бесчеловечность, бессердечие и гнусный разврат. Например, статуя Молоха была колоссального роста, вся из меди и внутри пустая. Голова была бычья – бык был символом силы Солнца в его лютом виде. Руки у идола были чудовищной длины, и на огромные простертые ладони клались жертвы. Затем руки, движимые цепями на блоках, скрытых за спиной, поднимали жертвы до отверстия, находящегося в груди, откуда они сваливались в пылающее пекло, сооруженное внутри статуи. На эти страшные, докрасна раскаленные ладони чудовища, клали живых детей. При этом родным жертвы настрого запрещалось выказывать печаль. Детей, если они плакали, пока их приготовляли к ужасному обряду, успокаивали ласками. Матери обязаны были не только присутствовать на страшном торжестве, но и воздерживаться от слёз и рыданий, потому что иначе они лишились бы подобающего всенародного почёта и навлекли бы гнев «оскорблённого» божества на весь народ. Поклонение Хамосу у моавитян сопровождалось питием вина и плясками с последующими безнравственными и постыдными поступками.
Идолопоклонство Молоху и Хамосу рано проникло в среду евреев (Числ. 25:1-5; Ам. 5:26). Ездра и Неемия по выходе из вавилонского плена строго порицали иудеев, взявших в жёны аммонитянок и моавитянок.
Идумеи были потомками Исава – внука Авраама. Ко времени возвращения Иакова из Месопотамии, идумеи поселились в районе горы Сеир, отвоевав её у хананеян. Земля идумеев находилась между Мёртвым морем и заливом Чёрмного моря, она славилась плодородием. Главные города Идумеи: Феман, Восор, Села (Петра) располагались под защитою гор и считались неприступными. Идумеи были идолопоклонниками; особенно ими чествовалась богиня плодородия и бог Кос. На алтарях своих богов идумеи приносили в жертву не только пленных, но в минуты опасности и своих собственных детей. Едомляне (идумеи) были воинственным и агрессивным народом. Они совершали стремительные набеги, сея в округе смерть и страх. Особую ненависть питали идумеи к евреям полагая, что из-за них они лишились Палестины. Поэтому они мстили Израилю при каждом удобном случае, причём самым жестоким образом. Они не только принимали участие во многих войнах против Иудеи но даже выкупали пленных евреев у других народов, чтобы предать их мучительным казням и пыткам.
По выходе из Египта, Господь запретил евреям воевать с идумеями сказав, что потомки Исава могут войти в общество Господне в третьем поколении (Вт. 23:8). Царь Саул воевал против идумеев, а Иоав (при царе Давиде) уничтожил всё мужеское население Едома; спасся только царь и его окружение. Во время нападения ассирийцев на Иуду, идумеи вторглись в Иудею и увели много пленных. При вавилонском вторжении идумеи захватили весь юг Иудеи. При штурме Иерусалима в составе вавилонской армии были и идумейские полки, которые с дикой жестокостью грабили и убивали иудеев, чем шокировали даже вавилонян.
Во II в. до р.Х. набатейский народ (потомки Измаила) уничтожили царский род Идумеи и многих жителей. Затем Маккавеи в том же веке отвоевали у едомлян свои земли, а их самих присоединили к иудейскому народу. И наконец в I в. от р.Х. идумеи как народ изчезают с исторической сцены.
Филистимляне были выходцами с острова Крит, причём одни пришли морем, а другие через Египет. Этот народ занимал восточную прибрежную полосу Палестины ещё до Авраама. Уже тогда у филистимлян были крупные, хорошо укрепленные города. Газа, Аскалон, Азот, Екрон, Афек и сильные цари. Поэтому Бог не повёл Израиль при выходе из Египта через их землю, чтобы не раскаялся народ из-за боязни войны. Филистимляне были идолопоклонниками; их богами были Дагон, Астарта и Веельзевул. Человеческие жертвоприношения и храмовая проституция были широко распространены среди этого народа.
Во времена И. Навина, земля филистимлян была намечена колену Иудину но, большей частью, так и не была отвоёвана, оставаясь «больной занозой в боку Израиля».
Во времена Саула, филистимляне владели Израилем, и только Давиду удалось разбить и смирить этот народ. Интересен такой факт: личная гвардия царя Давида – хелефеи и фелефеи были филистимлянами.
При царе Навуходоносоре, Фелистия входила в состав Вавилонской империи, но филистимлянские города сохраняли самостоятельность. Страшным ударом для филистимлян стало нашествие А. Македонского. После завоевания греками филистимляне, как нация, сходят со страниц истории. Впоследствии римляне присоединили филистимскую землю к Сирийской провинции. Пророк Захария предсказал, что в конечном итоге филистимляне познают истинного Бога, что и произошло в Христианскую эру (Зах.9:5-7). Название Палестина происходит от прежнего названия этого народа – Фелистия.
Финикийцы занимали узкую полоску восточного побережьяСредиземного моря с главными городами Тир и Сидон. Этот народ имел праотцём Ханаана, сына Хамова. Финикийцы славились отважными мореходами и богатыми торговцами. Во время египетского царя Нехао, они совершили плавание вокруг Африки. Финикийцы первыми изобрели алфавит.
Иисус Навин разделил землю финикийцев коленам Дана, Асира и Неффалима, но евреи не изгнали их. Соседство евреев с финикийцами было мирным, но не безопасном в духовном плане, ибо последние были грубыми идолопоклонниками, поклоняясь многим богам, особенно Ваалу, Астарте и Фаммузе. Самым изуверским культом было поклонение Ваалу. Для этого бога существовал целый календарь особых праздников и памятных дат, во дни которых на городских площадях сжигались тысячи людей: здесь были и новорождённые, и юноши, и девицы. Эти жертвы были не только из числа пленных, но и из самих финикийцев, определявшиеся по жребию.
Страна Финикия была огромным складочным местом, в котором можно было найти всё необходимое для житейской обстановки, все предметы роскоши. Роскошь и удовольствия финикийской жизни пагубно влияли на добропорядочность всякого человека. Они заражали развратом и безнравственностью как евреев, так и другие народы.
Финикийцы потеряли свою независимость от дней Навуходоносора. Вавилонскому нашествию длительное сопротивление оказал только Тир: осада этого города длилась 13 лет. В 573г. до р.Х. континентальный Тир пал и был подвергнут уничтожению; островной же Тир выстоял, признав Навуходоносора своим царём. Казалось, что Бог не смог в полноте совершить суд над этим городом (Ис.23:1-7; Иез.26:3-7). Но в 332г. до р.Х. островной Тир был взят А. Македонским. После греков Финикия подпала под власть Рима.
Сирийцы или арамеи были потомками Арама, одного из сыновей Сима. Евреям со времён Саула и Давида приходилось бороться с Арамеями, хотя Сирия и не представляла собой великого царства. Сирийские князья-царьки нескольких крупных городов (из них Дамаск и Емаф) не являлись грозной объединённой силой. Они объединялись в одно ополчение как правило, лишь во время угрозы потери своей независимости и во время военных походов, сулящих богатую добычу.
Цари Давил усмирил сирийцев. Но после распада царства Соломона, Дамаск вышел из-под власти Израиля, став одним из опаснейших противников еврейского народа. Во время агрессии Ассирии, сирийцы искали военного союза с небольшими народами Палестины, в том числе и с евреями. Но были вынуждены смириться перед ассирийцами, потом перед вавилонянами и греками.
После распада империи Александра Македонского образовалось Сирийское царство эллинистической династии Селевкидов. В это время (IIв. до р.Х.) Палестина превратилась в объект спора между селевкидами и египетскими правителями Птоломеями. Евреям снова пришлось вести тяжелую борьбу за свою независимость. В 64 г. до р.Х. Рим положил конец царству Селевкидов.
Хананейские народы пришли в Палестину до филистимлян и были не семитского происхождения, имея своим предком Ханаана – сына Хамова. Самым многочисленным и воинственным племенем из хананеев были амореи, проживающие на западном берегу Мёртвого моря. Евеи и Хеттеи были на севере, занимая Ливан. Гергесеи жили у Галилейского моря. Ферезеи и Иевусеи заселяли южные горы. Границы между этими народами были неустойчивыми, так что в разное время хананеи занимали разные области.
Главными божествами у хананеев были Ваал и Астарта. Ваал («господин») считался покровителем источников, деревьев, животных, гор и местностей и наконец, неба. Согласно религиозному мифу хананеев, Ваал был мужем Астарты, которая почиталась хананеями богиней плодородия и одновременно богиней войны. Поклонение этим богам было связано с культовой проституцией. Наряду с храмовыми жрицами Астарт, развратом занимались все хананейские женщины. Многие отцы посвящали своих дочерей на такое служение. При храмах Ваалов содержались женоподобные юноши, которые занимались гнусным, противоестественным соитием с мужчинами, приходившими на поклонение. Этих молодых блудников называли «псами». Плата, которую взимали с мужчин за религиозное соитие с этими «псами», поступала в храмовую казну (Вт. 23:18). Казна храмов Астарт пополнялась подобным же образом. Во время ночных религиозных ритуалов жрецы и посвящённые хананейским богам покрывали друг друга ножевыми ранами и, возбужденные громовой музыкой, вступали в противоестественное совокупление друг с другом. После сего, измождённые от ран и порока, идолопоклонники падали в лужи собственной крови. Но самое страшное в хананейской религии было то, что жрецы Ваала были официальными убийцами людей (в том числе и детей), совершая узаконенные человеческие жертвоприношения.
Не менее массовым среди хананеев был культ Фаммузы. Миф этого божества гласил, что некий юноша Фаммуз был любовником Астарты. Однажды Фаммузу растерзал дикий кабан. Из-за горя богиня перестала выполнять свои божеские обязанности, вследствие чего, на земле упала рождаемость. Боги позволили Астарте (или Иштар) один раз в год спускаться в преисподнюю за Фаммузом, выходить с ним на землю и жить с любовником несколько месяцев. Таким образом, этот культ сопровождался плачем, а затем веселием (Иез. 8:14). Культ Фаммузы требовал, чтобы перед замужеством все девушки отдавались мужчинам в святилище богини Астарты. Цари были обязаны вступать в половые сношения с храмовыми жрицами, которые играли роль Астарты. Дети, родившиеся от такого соития, считались сыновьями и дочерями богов и богинь. Любой из этих отпрысков мог наследовать трон или быть принесённым в жертву в случае войны или бедствия.
Когда хананеи наполнили меру своих грехов (Быт. 15:16), Бог повелел молодому Израилю войти в землю хананеев. Евреи должны были истребить хананейские народы и поселиться в их городах, но Израиль этого не сделал. Оставшиеся в живых хананеи со своей религией стали для евреев сетью (Суд. 3:5-7).
**Ниже будут рассмотрены народы и государства, которые за счёт своих захватнических войн стали империями. Эти государства сыграли определённую роль в истории Израиля. В книге Откровение (гл. 17:10) говорится о пяти бывших царях, о шестом существующем (на момент написания книги) и о седьмом будущем. Многие эксперты сходятся в одном, что здесь идет речь о царствах: египетском, ассирийском, вавилонском, персидском, греческом (5 царей) и римском (6-й есть); 7-й – это будущий антихрист.
Если сравнивать места Писаний Дан. 7:1-7 и Откр. 13:1-2, то можно увидеть прообраз: древние царства являются зловещими тенями будущего царства антихриста, которое по духу будет так же богопротивническим. Однако, Сам Всевышний определил времена и сроки этим державамдля исполнения своих намерений. Итак, давайте познакомимся с древними империями.
Египет получил своё название от финикийцев. Египет представлял собой долину Нила шириной 10 – 30 км, обладающую сказочным плодородием. По течению реки располагались главные города: Фивы, Мемфис, Илиополь. Египтяне принадлежали к народу, происходящему от Хама. Культура Египта стояла на высоком уровне: были развиты письменность, живопись и архитектура. Египтяне были идолопоклонниками. Египетских богов было так много, что без жреца человеку трудно было узнать, какая статуя какому богу принадлежит. И тогда жрецы посвятили каждому богу определенное животное, стали изображать богов с головами этих животных (кошка – богиня Баст, бык – бог Птах, сокол – бог Хора). Главным божеством был Амон. Египтяне верили в загробную жизнь, в воскресение мёртвых, поэтому они бальзамировали умерших. Их религия утверждала следующий за воскресением умерших суд, на котором боги дадут определение человеку: за добрую земную жизнь душа человека будет вознесена на небо, где разделит с богами небесное наслаждение; за злые дела покойника пожирало страшное чудовище Амамат. В умах египтян жрецы влияли не только на загробную жизнь, но и на земную. Прибегая к магии и чародейству, они влияли на стихии природы, на исход войны. Считалось, что если египетские волхвы разобьют глиняную табличку с именем врага, то победа будет за фараоном.
Ведя успешные войны с соседними народами, за 1,5 тыс. лет до р.Х. египетские армии завоевали Палестину и Сирию. Таким образом, Египет стал первой мировой империей, которая впоследствии была сокрушена могущественной Ассирией.
Для израильского народа, по Провидению Божию, Египет был определён колыбелью. Когда Израиль пришёл в эту страну по приглашению Иосифа, здесь евреи, как народ, умножились и возмужали. Впоследствии египтяне поработили евреев, и тогда Израиль возопил к своему Богу. Господь услышал вопль евреев, поразил Египет с его богами великими казнями и вывел народ свой в обетованную землю.
Со времени поражения от Ассирии Египетское государство почти никогда уже не обретало независимость. И только в XIX в. от р.Х. Египетское королевство получает независимость, в 1952г. Становится республикой, получая название «Египет».
Ассирия. Родоначальником ассирийцев является Ассур, сын Сима. Ещё по времена Авраама в междуречье стали возникать города – государства: Вавилон, Ур, Ниппур, Лагаш. Во главе с Нимродом вавилоняне основали город Ниневию, которая стала впоследствии столицей Ассирии.
Ассирийсское государство пришло в силу за XIII вв. до р.Х. С этого времени под власть Ассирии попадает Вавилон и другие города – государства. Ассирийские цари начинают простирать свои захватнические планы на Палестину. Ассирийцы были жестокими воинами. Имея хорошее вооружение и строгую организацию своих армий, они с большой жестокостью и кровожадностью стали покорять соседние народы. С живых врагов они сдирали кожи, выкалывали глаза, продевали веревки через кольца, которыми прободали губы и подбородки пленных, сажали на кол, складывали горы человеческих голов у городских ворот завоёванных городов. В VII в. до р.Х. Мидия и Персия, Междуречье, Палестина и Египет были под властью Ассирии.
Религия ассирийцев была приспособлена к войне. Их богами были Ашшур (производная от Ассур) и Иштар (то же, что и Астарта); Иштар у Ассирийцев была не богиней плодородия, а прежде всего богиней войны. Во имя верховного бога Ашшура ассирийские цари ходили на войну, собирали подати, устраивали жестокие казни.
Именно Ассирия стала орудием гнева Божьего против непослушного Израиля, когда в VIII в. до р.Х. ассирийский царь завоевал Северное Царство (Израиль), переселив 10 колен Израилевых из Палестины в Ассирию.
Величие ассирийского царя было наглядно и казалось вечным. Царь ездил на колесницах, запряженных пленными царями; другие побеждённые цари с
идели в клетках на улицах, и народ насмехался над ними. Князья вавилонские, мидийские и персидские платили дань ассирийскому царю, среди них был отец Навуходоносора и дед Кира персидского. В 612г. до р.Х. войска союзных вавилонян и мидийцев подошли к стенам Ниневии. Взять этот могучий город оказалось трудно. Гордые ассирийцы ликовали и считали, что их враги скоро отступят от города, но это уже определяли не люди, а Господь. Пришло время исполнения Божьего суда; время исполнения слов пророка Наума: «… всепотопляющим наводнением разрушит [Господь] до основания Ниневию… речные ворота отворяются, и дворец разрушается… Горе городу кровей… несётся конница, сверкает меч и блестят копья; убитых множество и груды трупов» (Наум. 1:8; 2:6; 3:3). Вскоре после осады случились проливные дожди. Воды Тигра вышли их берегов и снесли большую часть крепостной стены. Начался штурм, среди ассирийцев началась паника, а в образовавшуюся брешь шли всё новые и новые волны наступающих. Резали всех подряд, женщин и девиц насиловали, детей разбивали о стены, гордых ассирийских вельмож заковывали в цепи. На смену ассирийскому владычеству спешил Вавилон в своей новой силе и славе.
Вавилонская империя. Вавилон был одним и из городов междуречья царства Нимрода, потомка Хама. Об основании этого города говорится в Библии (Быт. 11:1-9), что потомки Ноя после потопа стали строить этот город и башню высотою до небес. Строительство высокой башни являло гордость новой зарождающейся цивилизации и вызов Богу. Господу не угодно было это деяние, поэтому Он смешал язык строителей, так что они не могли понимать друг друга. После сего город стал называться Вавилон, что означает смешение.
Дальнейшая история Вавилона была тесно связана с Ассирией. За 2 тыс. лет их существования они были постоянными соперниками за власть. Ранее вавилонское господство в Месопотамии установилось с 2 тыс.по 1,3 тыс. лет до р.Х. Археология донесла до нас известие («кодекс Хаммурапи») о великом вавилонском царе той поры – Хаммурапи, который смирил многих врагов и объявил Мардука (Вила) верховным вавилонским божеством, назвав его «владыкой неба и земли». Но с 1300г. по 626г. до р.Х. Вавилон оказался под властью Ассирии. Вавилонские князья не один раз пытались сбросить иго ассирийцев. Поэтому в 689 г. до р.Х. ассирийский царь решил стереть Вавилон с лица земли. Город был разграблен, разрушен и затоплен водами Евфрата. О разрушении Вавилона в ассирийской летописи было записано следующее: «…я, царь Сенаххериб, разрушил Вавилон более основательно, чем это сделал потоп, для того, чтобы в грядущие времена никто не мог бы даже вспомнить местонахождение этого города, его храмов и богов». Всем тогда казалось, что Вавилону действительно пришёл конец, но Бог определил Вавилону иной путь. На удивление всех народов, сей город в считанные годы восстал из руин.
Вторичное возвышение Вавилона случилось при царе Навуходоносоре (606 – 561 гг. до р.Х.). Он был собирателем Вавилонской империи. Навуходоносор великолепно украсил Вавилон, где величественный храм богу Мардуку стоял рядом с Вавилонской башней. Золотая статуя этого бога и его атрибуты весили 21 тонну. Для своей жены, принцессы мидийской, царь построил легендарные висячие сады Семирамиды (имя царицы), чтобы царица не тосковала по своей родине.
В 605 г. до р.Х. в битве при Кархемисе (город в Месопотамии) Навуходоносор нанёс сокрушительное поражение египетскому фараону Нехао, и вавилонские армии вошли в Палестину. Вскоре после этого Навуходоносор завоевал Иудею, разрушил Иерусалим, сжёг Храм, иудеев увёл в плен. Так свершился Божий суд над отступниками – иудеями; именно для исполнения Своего приговора Господь возвысил Вавилон, сделав его орудием наказания Своего народа.
После исполнения Своего намерения господь определил скорый закат вавилонского могущества. Вавилонская империя просуществовала всего лишь 70 лет (70 лет иудейского пленения были почти одновременными с вавилонским правлением миром). Пророк Иеремия так пророчествовал о Вавилоне: «Вавилон был золотой чашею в руке Господа, опьянявшею всю землю; народы пили из неё вино и безумствовали. Внезапно пал Вавилон и разбился» (Иер.51:7-8).
В 539г. до р.Х. персидская армия подошла к стенам Вавилона. Вавилонский царь Валтасар пребывал в пирах и веселии, надеясь на неприступные стены города (высота их достигала 100м.). Но стены не помогли. Двое перебежчиков вавилонян рассказали персидскому царю Киру о слабых местах укреплений города, после чего Кир приступил к грандиозному плану. В считанные дни был вырыт канал, при помощи которого персы изменили течение реки Евфрат (река потекла через город). Затем по высохшему руслу персы вошли в Вавилон. Царь Валтасар был убит, а город подвергся разграблению. Слава, сласть и величие Вавилона канули в Лету.
*** P.S.: Иракский президент Сейхам Хусейн (1979 – 2003 гг. правления) решил восстановить величие Вавилона, и тем самым опровергнуть неутешительные библейские пророчества об этом городе (Иер.50:39-40). По указу Хусейна стали отстраиваться улицы и дворцы на развалинах прежнего Вавилона, но в 2003г. президент был вынужден бежать и скрыться (Американо – Иракская война). Планам современного «Юлиана» не суждено было сбыться.
Персидская империя.
70-летнее пленение еврейского народа, предопределенное Богом, подходило к концу. Вавилон пленил Иуду, персы же должны были дать евреям свободу, помочь им восстановить Храм и Иерусалим. Это определение было провозглашено пророком Исайей за 200 лет до указанных событий: «Пастырь Мой, он [Кир] исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: «Ты будешь построен!» И Храму: «Ты будешь основан!» (Ис. 44:28).
Кир происходил из древнего персидского рода. Влияние этого князя на персидские племена было велико, но Кир с персами были вассалами мидийского царя Астиага. Желая сделать Кира своим верным союзником, Астиаг выдаёт за него свою дочь. Но Кир восстал против мидийского царя, захватил царский престол, создав государство Мидо – Персию. Новый царь реорганизовал свою армию, создал регулярные кавалерийские части и хорошо вооруженную гвардию, называемую «бессмертные» (такое название царская гвардия получила по принципу, что если был убит один воин, то его место тут же занимал другой).
После укрепления армии Кир приступил к завоеванию соседних народов. Задолго до рождения этого персидского царя Господь Бог определил ему победы: «Я пойду перед тобою и горы уровняю, медный двери сокрушу, и запоры железные сломаю. И отдам тебе хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства, дабы ты познал, что Я Господь, называющий тебя по имени, Бог Израилев» (Ис. 45: 3 – 4). Кир завоевал царства Средней Азии, Лидию, Вавилон. Персидская империя стала простираться от Индии до Египта. В 536 г. до р. Х. царь Кир издал указ о возвращении иудеев на родину с повелением строить Храм Господу в Иерусалиме. Были возвращены богослужебные сосуды, которые взял Навуходоносор при разрушении Иерусалимского Храма.
Впоследствии вся Персидская империя была поделена на провинции, властителей которых называли сатрапами. Были построены новые дороги, введена единая валюта, возросла торговля. Религия персов была дуалистичной: в её основе лежало представление о непримиримом противоборстве между добром и злом, светом и тьмой, правдой и ложью. Персы поклонялись Мардуку и Ормузду. Они верили, что физическая смерть в этом мине не ставит точку человеческому существованию.
Персидская империя просуществовала 200 лет. Она выполнила предначертание Промысла Божия. Далее нужны были иные силы, умы и язык, чтобы приблизилась «полнота времён» в явлении Иисуса Христа. Вседержитель определил Грецию для дальнейшей подготовки народов к этому событию.
Греческая империя.
Персидские цари решили завоевать не только среднюю Азию, Палестину и Египет, но и европейские города греков. Однако, война с греками оказалась роковой для Персидской державы. Македонский царь Филипп сумел объединить враждующие греческие города и создать великолепную армию и флот. После него сын Александр Македонский, в 334г. до р. Х. во главе 35-тысячного войска пошёл в поход на Палестину, Египет и Персию. Греки выигрывали все битвы, их фаланга была непобедима. В решающей битве при Гавгамелах персидская 250-тысячная армия потерпела сокрушительное поражение от греков. Александр Великий принял титул царя Азии.
После завоевания Персидской державы империя Александра Македонского простиралась от Черного моря до Красного и от Адриатического до Аравийского моря. В планы молодого греческого царя входили грандиозные проекты. Он намеревался построить дорогу через пустыню Сахара, вырыв вдоль неё колодцы. Предполагалось гору Афон превратить в гигантскую статую Александра, на ладони одной из её рук должен был расположиться 10-тысячный город, а из другой должен был вытекать горный поток. Новый царь основал на завоёванных землях несколько городов с именем Александрия. Великий Александр желал, чтобы греческая культура – её язык, религия, философия и обычаи внедрились во все народы новой империи. И хотя вскоре молодой царь заболел и умер, а его империя распалась на несколько государств, его сподвижникам удалось создать эпоху эллинизма, которая просуществовала почти 300 лет. Греческая религия, греческий язык и основанное на нём образование, завоёвывают мир того времени.
У греческой религии было много богов:
Зевс – верховный бог, бог небес и грома;
Аполлон – бог Солнца, покровитель искусства и врачевания;
Посейдон – бог морей и недр;
Афродита – богиня любви и красоты;
Артемида – богиня Луны, охоты, плодородия и др.;
Существовали особые священные места (оракулы), где божество отвечало на вопросы людей. Самый знаменитый оракул был в Дельфах. Дельфийские пророки, вдыхая пары вулканического происхождения, видели видения и предсказывали будущее. Некоторые религиозные празднества (культ плодородия) предусматривали храмовый разврат и распущенность. Наблюдалось массовое верование в колдовство и порчу. Верили в то, что если умерший не был погребён, то его душа становится призраком, вечно скитаясь по Земле.
Греческую архитектуру городов и домов можно было увидеть и в Египте, и в Палестине, и в Средней Азии. Да и само устроение правления городами включало принципы греческой демократии. Греческие школы, в которых обучались мальчики с 7 лет, позволяли не только научить чтению, письму и счёту, но и пению, и игре на музыкальных инструментах. Ученики заучивали наизусть эпические поэмы «Илиады» и «Одиссеи», которые вдохновляли юношей на подвиги. Заключительным этапом обучения была атлетика. В городах стали популярны театрализованные праздники и всевозможные спортивные зрелища. В крупных городах были прекрасные библиотеки. Так например, в египетской Александрийской библиотеке хранились 500 тысяч рукописей по астрономии, физике, медицине, математике, философии. Среди 700 тысяч жителей Александрии проживали греки, египтяне, евреи, римляне. Языком общения был греческий. Александрийские иудеи сделали перевод Ветхого Завета на греческий язык (Септуагинта), который позволил многим народам познакомиться с еврейской религией, с их верой в живого Бога. Для самого же иудейского народа эллинизация стала большим искушением. Многие иудеи приняли греческую культуру, стали обучать своих мальчиков в греческих школах, заразились сластолюбием мира. Бог Яхве снова стал далёким в сердцах своих детей.
Шло время и на смену эллинистических царств спешил великий Рим. Ему надлежало стать четвертым царством по книге Даниила «Царством отличительным от всех царств, которое будет пожирать всю землю, попирать и сокрушать» (Дан. 7:23).
Именно во дни Римского царства пришёл Тот, Кому была «дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдёт, и царство Его не разрушится» (Дан. 7:14).
Римская империя.
Ещё во времена ассирийского могущества было много именитых городов. Вавилон, Мемфис, Иерусалим, Дамаск, Самария противостояли Ассирии и могли быть соперниками гордой Ниневии. Но в 753 г. до р. Х. на берегах италийского Тибра появилось небольшое поселение, которому суждено было стать великим Римом, владычество которого распространится на все вышеуказанные города и многие народы. По преданию Рим был основан двумя братьями – Ромулом и Ремом, которые были брошены на берегу реки Тибр и обречены на верную гибель. Их спасла от голода волчица, а воспитал пастух. После основания Рима между братьями произошла распря – кому стать владыкой города. Ромул убил брата и стал царём. Римом правили цари, но за 500 лет до р. Х. городом стал править сенат, а своё государство римляне назвали республикой (лат. «власть народа»). В течение всей своей истории Рим вёл захватнические войны, завоевав земли Северо-Западной Африки, Палестины, Средней Азии и Западной Европы. В 31 г. до р. Х. римская власть перешла в руки римских императоров, а государство превратилось в Римскую империю.
Власть и процветание Рима были основаны на рабах и на армии. Рабы и покорённые народы не имели римского гражданства, которое давало ряд привилегий тем, кто его имел. Так, например, к римскому гражданину запрещалось применять насилие, его нельзя было подвергать позорной казни, а в случае судебного разбирательства он мог обратиться в императорский суд. Все покорённые народы платили дань. На эти деньги рабы возводили великолепные дворцы, новые города, строили каменные дороги и акведуки водопроводов. Морские суда в сочетании с хорошими дорогами позволяли быстро покрывать большие расстояния, а римские гарнизоны обеспечивали безопасность от разбойников. Все народы империи говорили на греческом языке.
Захватывая новые земли, римляне забирали себе и местных богов. В основном римляне переняли богов у завоёванной ими Греции, добавив к ним свои местные божества. В пантеон римских богов входили: Юпитер (греческий Зевс), Марс (греческий Арес) – бог войны, Венера (греч. Афродита) и др. Важную роль в религиозной жизни римлян играли домашние боги (лары и пенаты). Пред алтарями своих богов римляне жгли благовония, возливали вино, читали молитвы.
Жизнь богатых римских патрициев не блистала благочестием. Бедное население (плебеи) так же искало радостей и наслаждений на общественных зрелищах, посещая гладиаторские бои и конские бега. Опасаясь восстания черни, хлеб и зрелища римские императоры делали для неё бесплатными. До нашего времени дошло страстное восклицание толпы того времени: «Хлеба и зрелищ!»
Время власти Римской империи над миром было определено Отцом Небесным как «полнота времён». Весь тогдашний мир ожидал рождения Спасителя мира, которое должно было ознаменовать наступление новой, счастливой эры. Римляне это событие понимали по-своему – они связывали наступление этого события с молодым императором Октавианом Августом, мировое господство которого обещало принести долгожданный мир; ему оказывались божественные почести. В Риме был сооружён алтарь августейшего мира, а в 8 г. до р.Х. закрывается храм бога войны, что знаменовало наступление мира в Римской империи. Везде провозглашалось: «кесарь Август и есть Обетованный!» Да, Вседержитель действительно определил славный час в человеческой истории того времени. Но час сей был связан не с римским императором. В далёкой и малоизвестной Иудее родился Тот, Кто был назван Сыном Божиим. Через Иисуса Христа посылались мир и благоволение Божии на всю Землю, на всех человеков. И Он есть Царь, Царство Которого не разрушится, оно будет стоять вечно. Именно во дни Его Царства «перекуются мечи на орала; не поднимет народ на народ меча и не будут более учиться воевать… Тогда волк и ягнёнок будут жить вместе, и барс будет лежать вместе с козлёнком; и телёнок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их… Вся Земля будет наполнена вéдением Господа, как воды наполняют море» (Ис. гл.2 и гл.11).
Для самого же народа израильского Римская империя явилась разрушительной силой, как цунами для морского побережья. Именно Рим разрушил Иерусалимский храм, а самих иудеев рассеял по всему миру.
2. Краткая география Палестины <= | => 3. Допотопный период |